Чечня: Исторический очерк — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
История

Чечня: Исторический очерк

Вайнахи (чеченцы и ингуши на Северном Кавказе и кистинцы в Грузии) являются коренным населением Центрального Кавказа. Они принадлежат к иберо-кавказской языковой семье и составляют нахскую группу.

 

Этногенез вайнахов.

Чечня в VIII-XVII веках.

Религия вайнахов.

Кавказская война.

Чечня в составе Российской империи.

Чечня в период революции и гражданской войны.

Чечня в период «строительства социализма» (1920-1944 годы).

Годы депортации (1944-1957 гг.).

Восстановление ЧИАССР.

«Перестройка» и начало неформального движения.

Реформы Доку Завгаева (1989-1991 гг.).

 

 

Этногенез вайнахов

Первые сведения о заселении горной и равнинной территории Чечни относятся к неолитуновокаменному веку (5-4 тыс. до н.э.). В бронзовом веке (3 тыс.- начало 1 тыс. до н.э.) практически все земли Чечни были освоены автохтонным (местным) населением. Антропологический тип вайнахов, по мнению археологов, сформировался в эпоху поздней бронзы и раннего железа под влиянием кобанской и каякентскохарачоевской культур (первая половина 1 тыс. до н.э.), пересекавшихся на территории Чечни.

Данные лингвистики устанавливают родство нахских языков с древними хуррито-урартскими языками (на этой почве появилась версия о том, что корни происхождения вайнахов ведут в Переднюю Азию и что предки вайнахов родственны населению древней Армении).
Освоив северные склоны Кавказского хребта и степи Предкавказья, вайнахи вошли в контакты со скифским и сарматским кочевыми сообществами. С IV в. до н.э. этнические объединения Чечни и Ингушетии контактируют с древнегрузинским царством.
Во второй половине 1 тыс. до н.э. вайнахское этнополитическое объединение контролировало главный кавказский переходДарьяльское ущелье, держа под угрозой вооруженного вторжения закавказские страны — в первую очередь Картлию и Армению. Однако военный поход в начале II века до н.э. селевкидского царя Антиоха III привел к военному поражению и распаду вайнахского объединения.

Чечня в VIII-XVII веках

В VIII-XII веках равнинная зона Чечни вошла в состав складывающегося Аланского государственно-племенного союза, объединившего несколько северокавказских этнических групп и ираноязычных кочевников. В горной части Чечни и Дагестана в то же время сформировалось государственное образование Сарир. В XIII веке Аланский союз был разбит татаро-монголами (1238-1240 гг.), а земли предков чеченцев вошли в состав Золотой Орды. Нашествия кочевников вызвали массовую миграцию вайнахов с предкавказских равнин в горы.

В то время, как равнинная часть Чечни оставалось под властью татаро-монгол, в горах Чечни и Ингушетии в XIV веке возникло государство Сим-Сир (Симсисм). Воспользовавшись ослаблением золотоордынских ханов, правители Сим-Сир постепенно распространяют свою власть на равнинные земли. В конце века территория Чечни подверглась нашествию войск Тимура (Тамерлана), в результате которого государство Сим-Сир было разгромлено, а чеченское население вновь вытеснено с равнины в горы.

В XV-XVI веках часть чеченцев возвратилась на равнинные земли, в долину Терека и его притоков — рек Сунжа и Аргун. В это время на территории Чечни и Ингушетии возникают многочисленные феодальные владения (княжества, шамхальства и пр.), наиболее крупные и сильные из которых подчиняют себе сельские общины и мелких феодалов.

В XVI-XVII веках Кавказский перешеек стал объектом борьбы Османской Турции, сефевидского Ирана и Московской Руси. В ходе военной и дипломатической борьбы на чеченских землях возникли первые казачьи поселения, устанавливаются связи чеченских правителей и общин с Москвой.

 

Религия вайнахов

До XI-XII веков вайнахи являлись политеистами и поклонялись богам местного пантеона, наиболее важными из которых считались Дела (бог солнца и неба, основное божество), Села (бог грома и молний), Елта (бог охоты, покровитель диких зверей и охотников), Галь-Ерды (покровитель скотоводства), Тушоли (богиня любви и плодородия), Эштр (бог загробного мира). Распространены были магия, знахарство, почитание священных гор, рощ, деревьев и т.п.

С XI-XII веков из Грузии и Византии в Чечню (через Ингушетию) проникает и распространяется христианство восточного обряда (православие). Грузинские цари направляют в Чечню и Ингушетию проповедников, священников, христианскую литературу, оказывают помощь в строительстве христианских храмов. С XIII века христианство становится основной религией вайнахов.

В связи с падением Византии и ослаблением влияния Грузии христианство в Чечне и Ингушетии приходит в упадок; одновременно возрождаются старые политеистические верования. В XV-XVII веках вайнахи исповедуют «синкретическую» религию, в которой смешиваются христианские и дохристианские обряды и верования.

Ислам начал проникать в Чечню с XIII-XIV веков через Золотую Орду и Дагестан, однако широкое распространение он получил только c XVII века. Утверждение ислама как господствующей религии чеченцев происходит в XVIII веке, когда под мусульманскими лозунгами начинается освободительная борьба против российского империализма.

 

Кавказская война

Процесс российской колонизации Чечни начался в XVIII веке, со времени Персидского похода Петра Первого.

С 70-х годов XVIII века российское командование на Кавказе пытается включить чеченцев в состав Российской империи. С этой целью войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии и основав военные крепости по чеченско-кабардинской границе.
Российская колонизация стала причиной вспыхнувшего в 1785 году восстания под руководством шейха Мансура (Ушурмы), которое распространилось на территории Дагестана, Ингушетии, Кабарды и земли причерноморских черкесов. Шейх Мансур под лозунгом газавата (священной борьбы за освобождение родины) выступал за национальное освобождение от российских колонизаторов и социальное освобождение от местных феодалов. Движение Мансура было подавлено русской армией в 1789 году; сам шейх Мансур был захвачен в плен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.

Несмотря на подавление восстания шейха Мансура, российская администрация не смогла покорить Чечню. В 1797 году император Павел I выдвинул план создания в Центральном Кавказе некого федеративного государства, находящегося под проекторатом Российской империи.
Новая активизация российской политики на Кавказе началась с 1799 года. Манифестом императора Александра I от 12 сентября 1801 года Восточная Грузия (Картли-Кахети) была включена в состав империи; возникшее в Грузии освободительное движение послужило толчком для восстания на Северном Кавказе под руководством осетинского правителя Ахмеда Дударова, в котором принимали участие и чеченцы.

Антирусские волнения усилились после назначения в 1816 году наместником Кавказа генерала Е.П.Ермолова, который приступил к укреплению российской власти путем окружения горных районов кольцом военных укреплений и уничтожения сопротивляющихся аулов. На месте сожженных аулов создавались казачьи поселения и военные крепости. В 1818 году в низовьях реки Сунжи были основана крепость Грозная (впоследствиигород Грозный).

Карательные операции и уничтожение аулов привели к началу нового этапа Кавказской войны: в начале 30-х годов XIX века в Дагестане возникло движение под лозунгами газавата и введения шариата (мусульманского религиозного права), в которому постепенно примкнула горная Чечня. С 1834 г. руководителем шариатского движенияимамом (то есть светским и духовным правителем) стал аварец Шамиль, создавший на территории Чечни и Дагестана мощное государственное образованиеИмамат. Массовое участие чеченцев в движении Шамиля началось с зимы 1839-1840 годов, когда российские войска пытались разоружить чеченское население.

С 1840 по 1846 гг. несмотря на усиление российского Кавказского корпуса войска Шамиля, насчитывавшие около 20 тыс.человек, одержали ряд крупных побед: была занята Авария, укреплен контроль над значительной частью Дагестана; в целом территория Имамата увеличилась вдвое. В это время вошедшая в Имамат территория Чечни была разделена на 9 военно-административных округовмудирства (генерал-губернаторства) и вилайеты (области), которыми управляли назначенные Шамилем мудиры (губернаторы) и наибы (наместники).
В 1846 году русские, обеспокоенные успехами Шамиля, переходят к тактике «выжженой земли«, по примеру Ермолова уничтожая непокорные аулы вместе со всем населением. Со второй половины 40-х годов XIX века восставшие горцы терпят неудачи.
Крымская война 1853-1856 гг. позволила Шамилю активизировать борьбу против русских войск. В 1854 году армия горцев предпринимает поход в Грузию. Однако поражения турецкой армии, усиление российской воинской группы на Кавказе и нарастающий внутренний кризис Имамата привели к новым поражениям.

Борьба имама Шамиля продолжалась около 30 лет. Силы его государства были подорваны, экономические ресурсы истощены, значительная часть армии погибла. Во время войны территория Чечни являлась местом практически непрекращающихся сражений, в результате которых хозяйство было разорено и истреблена почти половина населения. Русскими войсками были практически полностью истреблены карабулаки (орстхойцы) — вайнахский народ, населявший территорию современного Сунженского района.

После окончания Крымской войны давление на Имамат усилилось. Русская армия на Кавказе насчитывала уже 200 тыс.человек. В апреле 1859 года пал аул Ведено (Чечня) — резиденция Шамиля. 25 августа 1959 года русские войска взяли последнее пристанище имама — аул Гуниб (Авария). Шамиль сдался в плен и был отправлен в Россию.
Кавказская война продолжалась до 1864 года на землях причерноморских черкесов. В Чечне в это время происходили локальные выступления (восстания 1860-1961 гг., 1864 года, затем — 1877-1878 гг.).

 

Чечня в составе Российской империи

После «замирения» Чечня была разделена на несколько округов и включена в состав Терской области. До 1917 года колониальные власти сохраняли военное управление в Чечне, как и в других горских территориях Северного Кавказа.
С 60-70-х годов XIX века российская администрация начала массовое выселение чеченцев и ингушей с равнинных земель. На освободившихся территориях создавались казачьи поселения, которые должны были играть военно-полицейские функции. (Таким образом, в частности, возникли Сунженская казачья линия и значительная часть станиц Кизлярского казачьего округа).
В ответ в Чечне и Ингушетии возникает абречество как форма протеста против национального и социального угнетения. Абреки нападали на представителей колониальной администрации и военного командования, грабили станицы и хутора русских поселенцев, появившиеся на отнятой земле. В Чечне целом волнения не прекращались вплоть до начала XX века.
В 80-90-х годах XIX века Чечня переживает экономический подъем, связанный с разработкой нефтяных месторождений близ Грозного. В конце XIX-начале XX веков активно развивается нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и машиностроительная промышленность Грозного, город становится индустриальным и транспортным центром, строится железная дорога и нефтепровод. Открытие Новых Грозненских нефтяных промыслов в 1913 году вызвало «нефтяную лихорадку» и новый экономический подъем.

Бурное развитие промышленности, торговли и транспорта в Грозном привело к формированию в Чечне слоя национальной буржуазии из числа земельной аристократии и удачливых торговцев.
Одновременно возникает небольшой слой национальной интеллигенции, в основном представленный офицерством и учителями. В 1905-1907 гг. чеченский просветитель Таштамир Эльдарханов являлся депутатом Первой и Второй российской Государственной Думы от горских народов Северного Кавказа.

 

Чечня в период революции и гражданской войны

Февральская революция породила надежды на национальное освобождение горцев. Во Владикавказе возник Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана, провозгласивший целью создание национальной автономииштата«) кавказских горцев в Российской Федеративной Республике. В Чечне, Ингушетии, других горских областях были созданы национальные комитеты как органы местного демократического самоуправления.

Однако нерешенность земельного вопроса, особенно остро стоявшего для чеченцев и ингушей, привела к аграрным волнениям, которые осенью 1917-зимой 1917/1918 гг. вылились в массовые столкновения вайнахов с казаками. В феврале 1918 года между враждующими сторонами был заключен мир, а в мартепровозглашена Терская Народная республика как часть РСФСР (на территории современных Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и части Ставропольского края). Большинство чеченцев и ингушей поддержали советскую власть, поскольку в ходе аграрной реформы им была возвращена часть земель, переданных царской администрацией казачьим
поселенцам.

Однако, национальная элита горских народов выступила за создание независимого государства на Северном Кавказе. В мае 1918 года в Тифлисе руководители Союза объединенных горцев во главе с чеченским предпринимателем и общественным деятелем Тапой (Абдул-Межидом) Чермоевым провозгласила независимую «Горскую республику» (официальное названиеРеспублика Союза горцев Северного Кавказа). В сентябре 1918-феврале 1919 гг. правительство Горской республики действовало на территории Дагестана и части территории Чечни. Его официально признали правительства Турции, Грузии, Азербайджана и Кубани.

В период господства на Северном Кавказе Добровольческой армии генерала А.И.Деникина Чечня стала центром антиденикинского партизанского движения под лозунгом исламского газавата. В горной Чечне возникло теократическое государственное образованиеСеверо-Кавказский эмират во главе с эмиром и имамом Узун-Хаджи.
Занявшие Чечню в марте 1920 года войска Красной армии изгнали белогвардейские отряды и упразднили эмират Узун-Хаджи, являвшийся прежде союзником большевиков.

 

Чечня в период «строительства социализма» (1920-1944 годы)

После победы большевиков на Северном Кавказе весной 1920 года в национальных и казачьих районах был установлен военный режим, который отличался тем, что вместо Советов народных депутатов, характерных для Центральной России, на Кавказе создавались ревкомы (революционный комитеты) из коммунистов, представителей военного командования и органов ЧК. Ревкомы должны были уничтожить влияние небольшевистской интеллигенции и духовенства, способствовать созданию коммунистических и комсомольских организаций.
В начале 1921 года на Северном Кавказе была создана Горская автономская советская социалистическая республика (Горская АССР) в качестве буфера между Советской Россией и независимыми республиками Закавказья. После оккупации Закавказья Красной армией надобность в буфере отпала.

В ноябре 1922 года из Горской АССР выделилась Чеченская автономная область (ЧечАО). В 1924-1925 гг. ревкомы, органы ЧК и командование Северо-Кавказского военного округа проводят ряд операций по отстранению от власти и уничтожению наиболее влиятельных представителей некоммунистической интеллигенции и мусульманского духовенства. Так, в Чечне был арестован и позже расстрелян «красный» шейх Али Митаев, под давлением грозненской большевистской организации смещен с поста председатель ревкома Чечни Таштамир Эльдарханов, арестованы его родственники и сторонники.

В начале 1929 года в состав ЧечАО были включены город Грозный, ранее имевший особый статус, и Сунженский казачий округ. Предполагалось, что объединение Грозного с Чечней усилит «партийное влияние» (в Грозном была сильная коммунистическая организация, а в Чечне большевики были слабы).
В 1929 году по указанию Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) в Чечне начинается коллективизация, которая сразу же привела к восстанию крестьян под руководством Шиты Истамулова. В 1930 году после неудачной попытки подавить выступление военные власти вошли на переговоры с повстанцами; было заключено соглашение о том, что участники восстания прекращают действия против властей, а советские органы гарантируют защиту от произвола во время коллективизации. Однако, осенью 1931 года Шита Истамулов был застрелен в ГПУ, а его брат Хасан организовал новый повстанческий отряд, который действовал до 1935 года.

В 1932-1935 гг. в различных районах Чечни продолжались выступления крестьян против коллективизации и произвола местных партийных чиновников и чекистов.

15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в единую Чечено-Ингушскую автономную области (ЧИАО). Город Владикавказ, где прежде располагались резиденции правительств Ингушетии и Северной Осетии, был передан Северной Осетии, а центром Чечено-Ингушетии стал Грозный. 5 декабря 1936 года ЧИАО была преобразована в Чечено-Ингушскую автономную советскую социалистическую республикуЧИАССР.

Массовые репрессии и, особенно, «генеральная операция по изъятию антисоветских элементов» в августе 1937 года, в ходе которой в Чечне были арестованы более 10 тыс.человек и уничтожены практически все руководство (от районного до республиканского уровня) и вся национальная интеллигенция, привели к новым восстаниям. Наиболее крупным было восстание под руководством Хасана Исраилова, которое началось зимой 1940 года. В феврале Х.Исраилов уже овладел частью Шатоевского района; на съезде в райцентре Галанчож было объявлено о создании Временного народного революционного правительство Чечено-Ингушетии во главе с Исраиловым. В конце 1940-начале 1941 гг. карательным войскам удалось нанести поражение повстанцам и основная территория Чечни контролировалась советскими войсками.

Война 1941-1945 гг. оживила повстанческое движение в горах Чечено-Ингушетии. В феврале 1942 года бывший прокурор Чечено-Ингушетии Майрбек Шерипов (младший брат легендарного руководителя Чеченской Красной Армии, погибшего в 1919 году) поднял восстание в Шатойском и Итум-Калинском районах и присоединился к группе Х.Исраилова. Временное правительство постанцев было реорганизовано и был создан военный штаб повстанческого движения. В июне 1942 года правительство Исраилова-Шерипова обратилось с воззванием к чечено-ингушскому народу, в котором говорилось, что кавказские народы ожидают немцев как гостей и окажут им гостеприимство только при полном признании независимости Кавказа.

В 1942 году советская авиация дважды подвергла бомбардировкам горные села Чечено-Ингушетии (при том, что германские войска не входили на территорию ЧИАССР); в некоторых аулах жителей, погибших во время советских бомбежек, числилось больше, чем оставшихся в живых. Со второй половины 1943 года повстанческое движение в Чечне пошло на убыль.

 

Годы депортации (1944-1957 гг.)

Правительство И.Сталина обвинило чеченский и ингушский народы в предательстве и сотрудничестве с немцами; 23 февраля 1944 года по решению Госкомитета обороны СССР все чеченцы и ингуши были высланы в Казахстан и Узбекистан, а Чечено-Ингушская АССР — упразднена. Территория Чечено-Ингушетии была разделена между Северной Осетией, Грузией, Дагестаном и Ставропольским краем РСФСР.
Операцию по выселению осуществляли войска НКВД при содействии армейских частей. В ходе выселения уничтожались жители труднодоступных горных сел и «нетранспортабельные» больные. Так, 23 февраля 1944 года командой НКВД под руководством генерала Геловани было сожжено в конюшнях совхоза имени Берии все население чеченского села Хайбах (самой младшей из убитых было 3 года, самым старшим — за 100 лет). В других селах жителей топили, расстреливали, забрасывали гранатами в каменных башнях и т.п. В 1991 году в Урус-Мартане группой общества «Мемориал» на территории больничного двора было обнаружено массовое захоронение больных, умервщленных, по свидетельству бывших работников урус-мартановской больницы, при помощи ядовитых уколов.

Много жертв было по пути к месту высылки (людей везли зимой несколько дней в скотных вагонах без воды и пищи), а также в первые годы депортации. Выселение привело к уменьшению численности чеченцев на одну треть, а ингушей — почти в два раза.
В 1944 году в горах Чечено-Ингушетии с новой силой вспыхнуло постанческое движение, взявшее на вооружение тактику абреков. Повстанцы уничтожали представителей советских и партийных органов, работников НКВД, военных, русских поселенцев. Для ликвидации повстанческого движения в Чечено-Ингушетию было направлено несколько дивизий НКВД, но только к середине 50-х годов удалось справиться с партизанскими отрядами в горах. Отдельные партизаны, прекратившие террористическую деятельность, скрывались от властей еще в 60-х годах.

 

Восстановление ЧИАССР

В 1957 году Чечено-Ингушская АССР было восстановлена, чеченцы и ингуши получили возможность вернуться на родину.

Однако, при этом ранее принадлежавший ЧИАССР Пригородный район, основные население которого составляли ингуши, не вошел в состав республики. (Нерешенность проблемы воссоединения исторических земель Ингушетии привела впоследствии к возникновению конфликта между ингушами и осетинами). В состав ЧИАССР были включены три района Ставропольского края — Шелковской, Каргалинский и Наурский, большинство населения которых составляли терские казаки и (в Шелковском районе) ногайцы.

По инициативе партийных органов, в 60-70-е годы часть чеченцев из горной зоны были переселены в казачьи районы (в рамках так называемой «кампании по борьбе против «диких» хуторов»). Результатом этой акции стала не ассимиляция чеченцев (как предполагали ее организаторы), а их распространение и вытеснение казачьего населения из станиц.
В начале 80-х годов по инициативе секретаря ЦК КПСС по идеологии Михаила Суслова в национальных республиках СССР были проведены кампании по празднованию юбилеев «добровольного присоединения» к России, которые должны были послужить укреплению «советского интернационализма» и принципа приоритета русской нации как «первой среди равных» в СССР.

В Грозном юбилей «добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России» отмечался в 1982 году по инициативе первого секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС Александра Власова (впоследствии был министром внутренних дел СССР и председателем Совета министров РСФСР). Концепция «добровольного вхождения» не только переворачивала всю историю вайнахов (отрицалось, например, само понятие «Кавказская война», так как 80-летняя борьба против российской колонизации не вписывалась в «добровольное вхождение»), но и фактически объявила чеченцев и ингушей «реакционными народами», неспособными к самостоятельному историческому развитию. Автор
концепции профессор Виталий Виноградов стал главным советником обкома КПСС в области идеологии и общественных наук, своего рода «идеологическим диктатором» Чечено-Ингушетии.

В это время группа чеченских и ингушских историков (Магомед Музаев, Абдула Вацуев, Явус Ахмадов, Хасолт Акиев, Якуб Вагапов, Хусейн Ахмадов и др.) выступила с резкой критикой концепции «добровольного вхождения», а также фальсификации исторических фактов в работах В.Виноградова и его сторонников. В ответ партийные органы и республиканское КГБ организовали преследование критиков концепции: их лишали возможности публичных выступлений и публикаций, травили на партийных собраниях, многих уволили с работы или вынудили уйти из исследовательских учреждений.

 

«Перестройка» и начало неформального движения

 

Первое время перестройка практически не оказала осущественного влияния на политическую жизнь Чечено-Ингушетии. Сменивший А.Власова на посту первого секретаря обкома КПСС Владимир Фотеев активно поддержал Виноградова и продолжил репрессии против его критиков. В республике начался разгул «виноградовщины» — сотни статей, брошюр, выступлений на радио и телевидении, совещания, семинары, конференции пропагандировали концепцию «добровольного вхождения».
Однако развитие гласности в стране и все нарастающая критика концепции Виноградова в соседних республиках (Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии) активизировали недовольство национальной интеллигенции сохраняющимся партийным идеологическим диктатом. В течение 1987 года напряжение в обществе все более увеличивалось, нужнен был лишь повод для выступления стихийно формирующейся оппозиции.

Таким поводом стало известие о планах строительства биохимического завода (БХЗ) по производству лизина в Гудермесе. В феврале 1988 года инженер-строитель Руслан Эзбулатов выступил с заявлением, что производство лизина представляет угрозу для здоровья жителей республики. По его инициативе в Гудермесе в апреле состоялись многотысячные митинги граждан, требовавшие прекратить строительство БХЗ. Прокуратура Гудермесе и ЧИАССР пыталась запугать инициаторов массовых выступлений, против Р.Эзбулатова было возбуждено уголовное дело об «организации заговора с целью нанесения экономического ущерба государству», однако джинн неформального движения
уже был выпущен из бутылки.
Митинги против строительства Гудермесского БХЗ начались и в Грозном. В ходе этих выступлений весной-летом 1988 года своей активностью и решительностью выделился инженер объединения «Вторчермет» Хож-Ахмед Бисултанов, ставший первым лидером неформалов Чечено-Ингушетии.

Летом 1988 года группа инициаторов неформального движения в Грозном объединилась в Союз содействия перестройки, вскоре реорганизовавшийся в Народный фронт ЧИАССР (позже — Народный фронт Чечено-Ингушетии), подседателем которого стал Бисултанов. С лета 1988 по осень 1990 гг. Народный фронт являлся главной оппозицией партийносоветскому руководству республики; его митинги собирали многотысячные аудитории в центре Грозного и были серьезной проблемой для республиканских властей.

Очень скоро Бисултанов и его сторонники перешли от экологических лозунгов к политическим требованиям. Народный фронт требовал демократизации общественно-политической жизни, отмены идеологической цензуры в средствах массовой информации. Одним из главных требований НФ стал лозунг разоблачения концепции «добровольного вхождения» и восстановления исторической правды о прошлом вайнахского народа. Другим важным требованием неформалов был пункт об отмене негласного запрета для чеченцев и ингушей занимать определенные должности в руководстве ЧИАССР.

В условиях массового политического движения партийные власти оказались неспособны противостоять неформалам. Когда милиция по распоряжению обкома КПСС попыталась арестовать Х.-А.Бисултанова, сторонники НФ блокировали здание суда и заставили выпустить своего лидера.

Под впечатлением митингов НФ в Грозном возникли другие неформальные организации, более активно стала выражать недовольство национальная интеллигенция, первые признаки «брожения умов» появились в районах ЧИАССР.
В 1988 году были созданы научное общество «Кавказ» и Народный фронт содействия перестройки. Общество «Кавказ», объединявшее молодых представителей национальной интеллигенции, развернуло жесткую критику официальной концепции «добровольного вхождения» и методов группы профессора Виноградова. Народный фронт содействия перестройки (председатель — Леча Салигов), хотя и не стал столь массовой организацией как НФ Бисултанова, но на общественно-политическую жизнь Чечено-Ингушетии огромное влияние оказал издаваемый им журнал «Справедливость» — первое неформальное издание в республике (первый номер вышел в январе 1989 года). В журнале
сотрудничали будущие деятели неформального движения ЧИАССР — Дадаш Алиев, Рамзан Гойтемиров, Беслан Костоев, Хасолт Акиев, Иса Арсамиков и др.

 

Реформы Доку Завгаева (1989-1991 гг.)

В апреле 1989 года первый секретарь обкома КПСС В.Фотеев, бесцеремонность и авторитарный стиль которого все более раздражал общественность Чечено-Ингушетии, был избран народным депутатом СССР и вскоре стал председателем Комитета Верховного Совета СССР по вопросам гласности и обращений граждан. В июне 1989 года бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС избрало первым секретарем Доку Завгаева, ранее работавшего вторым секретарем обкома. (Интересно, что соперником Д.Завгаева тогда выступал бывший первый секретарь Грозненского горкома КПСС Николай Семенов, назначенный в январе 1995 года руководителем Территориального управления по Чеченской
Республике).

С приходом Завгаева наступила пора либерализации режима в ЧИАССР: был смягчен идеологический диктат партийных органов и КГБ, появилась некоторая свобода действий для неформальных организаций, возник ряд независимых газет и журналов. Вместе Виноградова и его сторонников во главе идеологических органов Чечено-Ингушетии оказалась либеральная группа преподавателей госуниверситета и педагогического института: секретарем рескома КПСС по идеологии стал доктор философии, профессор Андарбек Яндаров, заведующим отделом межнациональных отношений рескома КПСС — кандидат философии, доцент Рамзан Межидов, председателем комитета Верховного Совета ЧИАССР по национальной политике — кандидат исторических наук, доцент Абдула Бугаев, министром экономики, прогнозирования и труда — проректор пединститута Таймаз Абубакаров и др. Вузовская группа, представлявшая реформистское крыло партийносоветского руководства Чечено-Ингушетии, все больше становилась опорой для номенклатурного «центра» и самого Завгаева. По мере усиления ее позиций влияние «железобетона» (консервативного крыла), к которому относили второго секретаря рескома КПСС Павла Громова, первого
секретаря Грозненского горкома КПСС Виталия Куценко, министра внутренних дел Умалта Алсултанова и др., быстро падало.

Зимой-весной 1990 года в районах Чечено-Ингушетии, прежде считавшихся опорой стабильности и консерватизма, начались массовые выступления, участники которых требовали смещения старых коррумпированных руководителей. Под давлением митингов и голодовок в феврале-марте 1990 года были заменены семь первых секретарей райкомов, а также ряд партийных и советских чиновников районного масштаба. Итогами этой компании, названной «весенний листопад первых секретарей», не приминул воспользоваться новый лидер Чечено-Ингушетии Д.Завгаев, расставивший на ключевые места в районах своих сторонников. Лишь в Ачхой-Мартановском районе первым секретарем райкома стал не аппаратчик, а некогда исключенный из КПСС юрист Шепа Гадаев, ставший одним из активистов неформального движения республики.

В марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов РСФСР и ЧИАССР. Большинство депутатов РСФСР от Чечено-Ингушетии примкнули к блоку «Демократическая Россия». Верховный Совет ЧИАССР в основном состоял из представителей республиканского партхозактива, однако и туда прошла группа независимых депутатов (в том числе Хож-Ахмед Бисултанов, Шепа Гадаев, Хусейн Ахмадов, Лема Усманов, Владимир Богач и др.), которые организовали оппозиционную парламентскую фракцию «Демократическая инициатива»
(лидеры — Ганга Эльмурзаева, Юрий Черный и Владимир Тамаров). Председателем Верховного Совета был избран Доку Завгаев, до сентября 1991 года совмещавший посты государственного и партийного руководителя Чечено-Ингушетии.

После выборов ВС в Грозном возобновляются митинги Народного фронта, однако в течении лета-осени 1990 года они постепенно теряют размах и значение. НФ практически исчерпал свою старую программу, а новых идей у его лидеров не было. Осенью 1990 года влияние НФ резко падает, а в декабре, после финансового скандала в руководстве и раскола на сторонников Бисултанова и группу Джамала Уцмиева (так называемый «Народный фронт-2»), окончательно теряет массовость и превращается в незначительную аморфную организацию.

С весны 1990 года в качестве новой политической силы все активнее выступают молодые чеченские национал-радикалы, объединившиеся в Вайнахскую демократическую партию (ВДП). Поначалу ВДП сохраняли имидж «конструктивной оппозиции», демонстрируя лояльность Завгаеву и решительно отмежевываясь от «политического экстремизма» Народного фронта и Демократического союза, однако уже осенью 1990 года партия «вайнахских демократов» становится ведущей организацией оппозиции и открыто выступает против республиканского руководства.

Руководители ВДП (Зелимхан Яндарбиев, Лема Усманов, Муса Темишев и др.) главной целью своей партии считали борьбу за создание суверенной Вайнахской (Чечено-Ингушской) республики как независимого государства в равноправном Союзе ССР. Программа ВДП содержала пункты о приоритете представителей коренной нации в расстановке кадров, о возрождении национальных традиционных институтов общественного самоуправления (Мехк Кхел — «Совет страны»), об отделении атеизма от государства, прекращении искусственной миграции в ЧИАССР и из ЧИАССР и т.п. Поначалу программа ВДП имела национально-демократический характер, объединяя принципы национального возрождения и демократического обновления, но со временем общедемократическая часть программы ВДП фактически превратилась в декларацию.

В связи с необходимостью решать проблемы возрождения национальной культуры, языка, традиций, исторической памяти с общенациональных позиций, летом 1990 года группа видных представителей чеченской интеллигенции выступила с инициативой проведения Чеченского национального съезда (ЧНС). Эту инициативу поддержало республиканское руководство, надеявшееся привлечь на свою сторону симпатии национальной интеллигенции, и различные политические группы, рассчитывавшие использовать съезд для своего
паблисити. В Оргкомитет по созыву ЧНС вошли писатели Абузар Айдамиров, Муса Ахмадов, поэт Апти Бисултанов, историки Явус Ахмадов, Абдула Вацуев и другие авторитетные интеллектуалы. Председателем оргкомитета стал народный депутат ЧИАССР, заместитель управляющего трестом «Дорремстрой» Лечи Умхаев, близкий к либеральному крылу республиканского руководства.

Первое время руководители национал-радикалов отвергли инициативу проведения национального съезда как «аппаратные игры», однако когда стало ясно, что идея съезда находит отклик широких масс Чечни, активисты ВДП вошли в Оргкомитет ЧНС, интригами вытесняя из него самих инициаторов.
Первый Чеченский национальный съезд состоялся 23-25 ноября 1990 года в помещении Грозненского цирка. Его главным лозунгом стала идея республиканского суверенитета; основная часть выступлений была посвящена проблемам политического, экономического, исторического обоснования государственной независимости Чечни. От имени чеченского народа съезд декларировал суверенитет Чеченской республики Нохчи-чо. Эта декларация не имели юридической силы, но являлась важным фактором воздействия на Верховный
Совет ЧИАССР, который в это время готовился обсуждать вопрос о статусе Чечено-Ингушетии.
Для реализации решений национального съезда был избран исполнительный комитет ЧНС, в который вошли представители либерального и радикального течений национального движения Чечни. Главой исполкома ЧНС стал генерал-майор авиации Джохар Дудаев, а его первым заместителем (и фактическим руководителем исполкома) — глава Оргкомитета съезда Лечи Умхаев.

24 ноября 1990 года народные депутаты ЧИАССР приступили к обсуждению различных проектов Декларации о суверенитете. 27 ноября Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики, близкую к проекту, представленному ВДП. Согласно декларации, Чечено-Ингушская Республика (ЧИР) объявлялась суверенным государством, которое будет подписывать союзный и федеративный договоры на равноправной основе. По настоянию ингушских депутатов в документе была сделана оговорка о том, что ЧИР не подпишет договоры до тех пор, пока не будут возвращены ингушские земли Пригородного района, отторгнутые в 1944 году в пользу Северной
Осетии.
Декларация о государственном суверенитете на деле мало изменила характер отношений Чечено-Ингушетии с союзным и российским центрами. В то же время, ее принятие сыграло значительную роль в укреплении позиций Доку Завгаева и его сторонников как в Чечено-Ингушетии, так и на союзно-федеральном уровне.

Использование идеи суверенитета для укрепления влияния руководства республики не устраивало национал-радикалов. В декабре 1990 года ВДП и близкие ей организации (Зеленое движение, Исламская партия Возрождение, партия «Исламский путь» и общество «Кавказ») создали блок «Общенациональное движение чеченского народа» (ОДЧН), главными целями которого являлись борьба за реализацию «народного суверенитета» (в противовес аппаратному суверенитету, осуществленному Завгаевым) и за выход Чечено-Ингушетии из состава РСФСР. Коалиция национал-радикалов в декабре 1990-феврале 1991 гг. развернула массовые акции в Грозном, поводом для которых стали события в Персидском заливе и бесчинства советской армии в Прибалтике.

Одновременно началась борьба между либералами и радикалами, представленными в исполкоме Чеченского национального съезда. Весной 1991 года Джохар Дудаев, ранее являвшийся «свадебным генералом» (почетным председателем без реальной власти) в исполкоме, решил лично возглавить работу исполкома ЧНС и, фактически отстранив либералов во главе с Лечи Умхаевым, поддержал линию радикалов.

Источник: ИИЦ «Панорама» 

Оставить комментарий